Можно ли сказать, что ребенок играет, если он без принуждения повторяет действия взрослого? Или полностью подчиняется чьим-то требованиям в игре, но явно испытывает от нее удовольствие? При таком широком понимании употребление термина «игра» приводит к размыванию границ этого понятия и, как следствие, к дискредитации самой деятельности. Всё чаще педагоги сталкиваются с феноменом пассивного ожидания детьми предложений взрослого, а на предложение поиграть садятся за стол с дидактическими игрушками.
Игра —
• Это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не имеют права вмешиваться в игру, запрещать или прерывать её. Они могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей.
• Игра должна приносить эмоциональный подъем, причём источником удовольствия является процесс деятельности, а не ее результат.
• Игра – это всегда спонтанность, непредсказуемость, активное опробование себя и предмета игры. Она не должна подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану. Это всегда импровизация, неожиданность, сюрприз. Даже если это игра по правилам, выигрыш заранее не определён и элемент случайности неизбежен.
Время и стоимость в разработке